Директор молодежной программы SMP Racing Петр Алешин рассказал о том, как юные российские пилоты готовятся к новым стартам на самоизоляции, о том, когда Роберт Шварцман сможет попасть в «Формулу-1», почему, на его взгляд, «королевские гонки» нужно проводить на моно-машинах и почему женщинам не место в мужских сериях.
— Как эпидемиологическая ситуация повлияла на подготовку ваших подопечных к чемпионатам, в которых они должны выступить в нынешнем сезоне?
— Конечно, сложившаяся ситуация внесла в нее серьезные коррективы. Все планы, которые у нас были по тестовым программам на трассах и по началу сезона в разных гоночных сериях, сейчас сдвинуты. Если исходить из той информации, которая поступает из Европы, мне кажется, что спортивный сезон в молодежных чемпионатах имеет хороший шанс стартовать в середине июля. Это довольно позитивный момент. Потому что чуть раньше мы прогнозировали середину августа. Думаю, что тесты, с соблюдением всех мер предосторожности, могут начаться уже в середине июня. Мое мнение, это достаточно реалистично.
— В молодом возрасте особенно трудно усидеть на одном месте. Как в эмоциональном плане переживают карантин ваши юные гонщики?
— Понятно, что вся эта ситуация не радует ни взрослых, ни детей, ни подростков. Но я бы не сказал, что ребятам все это как-то эмоционально навредило. Все с пониманием относятся к тому, что сейчас происходит. А как иначе? Что мы сейчас можем сделать? Сегодня все планы скорректированы таким образом, что все спортсмены просто занимаются физподготовкой в домашних условиях. Сейчас, как известно, гонки некоторых чемпионатов проводят в электронной форме. Понятно, что эти электронные заезды — не настоящие: это компьютерная игра. И все же это драйв, азарт… За неимением лучшего почему бы и нет? Так что будем порой гоняться и за компьютером. Гоночную форму, конечно, это не помогает поддержать, однако это вещь, которая развивает внимательность, концентрацию. Это мелкая моторика. Понятно, что это никак не во вред. В конце концов, симулятор это в принципе тоже компьютерная игра.
— Разрабатывали для подопечных специальные программы по физподготовке на время карантина?
— Естественно, каждый пилот сейчас занимается по индивидуальной программе. Эти программы специалисты SMP Racing составляют с учетом особенностей конкретного спортсмена, того, на каком уровне он находится сейчас. Но если обычно гонщики у нас ходят в фитнес-зал, то сейчас работают на том, что позволяет домашняя обстановка.
— Как отслеживаете их работу?
— С помощью часов-датчиков. Соответственно, вся информация с них выводится в интернет, и можно посмотреть физическую активность каждого.
— Довольны результатами?
— В основном, конечно, нет. Но это нормально: это моя работа — не быть довольным результатами. Всегда есть к чему стремиться. Если речь идет о юноше 15-16 лет, который находится дома взаперти и при этом каждый день должен заниматься по какой-то программе, то понятно, что не у всех есть горячее желание максимально выполнять задания. Однако это нужно делать. Разумеется, здесь имеют место некоторые психологические аспекты. Тем не менее мы все равно стараемся добиться максимального результата.
— С выступлениями каких спортсменов связываете надежды в нынешнем сезоне?
— С выступлениями всех наших спортсменов. Конечно, ждем результатов от чемпиона «Формулы-3» Роберта Шварцмана в «Ф-2». Считаю, что это очень хорошо подготовленный спортсмен. Для него это будет непростой сезон, поскольку он дебютирует в «Формуле-2», но надеемся, что все будет в порядке. Рассчитываем на успешные гонки у Александра Смоляра. Сейчас он переходит в новую для себя категорию — «Формулу-3». Хотелось бы, чтобы Смоляр стал лучшим новичком сезона. Ирина Сидоркова впервые в своей карьере поедет в престижном чемпионате — W Series. Это женский чемпионат. Программу Михаэля Белова пока озвучивать не буду. Вопрос здесь до конца не решен. Но это тоже будет интересно. В картинге поедут Никита Бедрин и Кирилл Смаль.
— В SMP Racing не раз заявляли о серьезной перспективе Шварцмана стать пилотом «Ф-1». Первый большой шаг на этом пути был сделан, когда петербуржец в прошлом году выиграл титул в «Формуле-3». Когда, на ваш взгляд, Роберт мог бы стать участником «королевских гонок»?
— Цели у нас всегда самые высокие. Что касается «Формулы-1», то это сложный вопрос. Давайте будем действовать последовательно. Сейчас мы начнем выступать в «Формуле-2» — давайте дойдем хотя бы до середины сезона, а потом уже будем смотреть на то, что происходит, анализировать и оценивать. Уже на основании этого анализа будем делать какие-то выводы. Прежние результаты Роберта позволяют строить амбициозные планы и работать по ним. Но действовать все-таки надо поступательно, step by step.
— Почему SMP Racing взяла под свое шефство 16-летнюю Ирину Сидоркову?
— У нас в стране не так много гонщиц. Когда мы протестировали спортсменку в «SMP Формула-4», результаты, показанные ею, позволили сделать вывод о ее перспективности и уже начать работать с Ириной серьезно и профессионально.
— Какая задача поставлена перед ней в предстоящем сезоне?
— Чтобы отобраться для участия на будущий год, Сидорковой необходимо попасть в топ-12 по итогам нынешнего сезона — вот задача, которая стоит перед Ириной. У нее небольшой опыт выступлений в Европе — всего год. И всего один формульный сезон за плечами. Но спортсмен она талантливый, поэтому надеемся на хорошее выступление.
— Как считаете, сможет женщина в ближайшие годы стать боевым пилотом «Формулы-1»?
— В «Индикаре» они периодически появляются, особенно на «Инди-500». Но я вообще отрицательно отношусь к появлению девушек в спорте в мужских разрядах. Например, в теннисе женщины с мужчинами в мужском разряде не выступают же! Так оно и здесь. Физиологически женщины и мужчины устроены по-разному, поэтому на равных девушки здесь соревноваться не могут. Это тот вид спорта, где на первое, второе и третье места выходит физподготовка. Так что о равных выступлениях в одном классе, мне кажется, здесь речи быть не может. Поэтому ФИА поступила верно, организовав специализированную женскую серию. А эпизодическое присутствие в «Ф-1» женщин-тест-пилотов — это хорошая PR-акция. Тем не менее на этих тестах гонщицы тоже показывают свой потенциал: нередко они едут очень быстро.
— Поговорим о пока не стартовавшем чемпионате «Формулы-1». Чего ждете от усеченного сезона в «королевских гонках»?
— Если говорить обо мне, то я не очень большой поклонник «Ф-1» в ее современном виде. По моему личному мнению, это серия, имеющая наименьшую спортивную составляющую. Скорее это больше шоу. Да, большинство гонщиков там очень высокого уровня, но поскольку техника у команд сильно отличается, говорить о серьезных соревнованиях здесь не приходится. Болиды лидеров едут на несколько секунд быстрее машин аутсайдеров. Это, можно сказать, разные гоночные серии внутри одной. Всерьёз можно говорить только о соперничестве внутри команды. Например, замена Себастьяна Феттеля на Карлоса Сайнса в будущем году, мне кажется, обещает стать очень любопытной. Сможет ли Сайнс проявить себя в легендарной команде? Мне кажется, здесь очень интересная интрига. Что касается сезона вообще, то, мое мнение, по итогам чемпионата в турнирной таблице мы вряд ли увидим какие-то серьезные изменения по сравнению с прошлым годом. Ну, если только не будет каких-то случайностей. Я жду, когда «Ф-1» кардинально изменит свои правила и когда здесь появятся моно-машины.
— А как же тогда уникальность «Формулы-1»?..
— Если вещь сделана не очень хорошо, то я не против того, чтобы она потеряла уникальность. Бюджеты команд в «Ф-1» достигают сегодня 300-400 миллионов евро — это космические цифры. Для сравнения, в «Ф-2» командный бюджет — в районе трех миллионов. Если пустить эту серию по всем трассам «королевских гонок», будет, учитывая логистику, где-то десять. Двигатель машин «Ф-2» — три с половиной литра, с наддувом. Довести их до мощности болидов «Ф-1» не будет стоить почти ничего. Более того, потенциал этого мотора даже больше. Я привел этот пример, чтобы показать разницу бюджетов — в сотню раз! Конечно, не обязательно использовать машину «Ф-2», можно построить новую. И бюджеты сразу перестанут отпугивать спонсоров! Пусть в «Формуле-1» будут самые быстрые болиды, но они должны быть максимально равными, как в остальных гоночных дисциплинах. Тогда в «королевских гонках» сразу появится интрига, и мы увидим настоящую борьбу пилотов и команд.