Чемпион «Дакара», пилот Snag Racing Сергей Карякин рассказал, как пандемия коронавируса влияет на финансы и планы его команды, а также объяснил, почему скептически относится к популярным сегодня виртуальным гонкам.
— Нам очень не хватает гонок. И, конечно же, их отсутствие прямым образом отразилось на финансировании команды. Нет гонок — нет денег, — начал Карякин. — Однако основной костяк команды я не распускал, никого не увольнял и никому зарплату не урезал — как работали все, так и работают. Для меня, конечно, это большая финансовая нагрузка, с которой непросто справляться. Самая важная обязанность, которая возложена на меня — это деньги. Поэтому я и являюсь начальником команды. Моя задача — сдержать свое слово и выдать зарплату ребятам.
— Как сегодня удается изыскивать средства для зарплат?
— Ну, из каких-то личных накоплений приходится людям оплачивать труд. Где-то выезжаем на том, что продаем детали, которые производим сами, и этот заработок я трачу на зарплату механиков команды. Мы стараемся брать какие-то коммерческие заказы, но их, конечно, сейчас мало. Вообще мы уже года два производим запчасти для багги, строим спортивные машины, занимаемся изготовлением деталей подвески и выхлопных систем, постройкой шасси. Сейчас у нас новый проект: уверен, что мы станем первым в стране сертифицированным производителем омологированных топливных баков. Однако из-за пандемии коронавируса процесс получения лицензии очень замедлился. Только совсем недавно стали получать ответ от ФИА и европейских контор, которые занимаются выдачей сертификата о том, что наша продукция соответствует качеству.
View this post on InstagramA post shared by Sergei Kariakin SnagracingTeam (@snagracing) on
— Насколько ваша команда потеряла в деньгах из-за пандемии?
— Раньше к маю у нас всегда был бюджет примерно в 30 миллионов рублей. Можно сказать, что эти деньги мы и потеряли. Конечно, сложно посчитать общую арифметику, но наша команда отказалась от постройки машины и опробования новых технологий. Потому что никаких спонсорских поступлений мы не получали. Приходится жить на свои деньги. Но это не только финансовый ущерб, но и интеллектуальный. Мы всегда после «Дакара» начинаем строить новую машину. На эти новые разработки и тесты требуются деньги. Сейчас из-за отсутствия финансирования мы не можем проводить тесты. Это очень плохо. Но нам нужно во что бы то ни стало готовиться к следующему «Дакару», пробовать что-то новое, улучшать и дорабатывать. В противном случае мы останемся позади. Конкуренция в нашем классе сейчас самая сильная. И чтобы побеждать, надо не только быть лучшим пилотом — нужно иметь лучшую технику. Но тот факт, что на «Дакаре» этого года мы взяли серебро, подтверждает, что и частная команда может серьезно соперничать с заводскими и показывать результат.
— Вы говорите только о «Дакаре». Уже не верите, что «Шелковый путь», маршрут которого на этот раз запланирован только по территории России, сможет состояться в нынешнем году?
— Верю. Руководство страны понимает, что негатив среди людей растет все больше и больше, всем надоело сидеть на карантине, людям хочется какого-то движения вперед. Мне кажется, что к июлю все-таки появится возможность провести гонку. Что касается участия нашей команды в «Шелковом пути», то весь вопрос упирается в финансы. Если после снятия карантина мне не удастся договориться о спонсорских поступлениях, безусловно, я откажусь от участия в гонке, потому что меня это разорит.
View this post on InstagramA post shared by Sergei Kariakin SnagracingTeam (@snagracing) on
— Поговорим о «королевских гонках». Болельщики переживают по поводу того, что большая часть нынешнего сезона «Формулы-1» отменена или перенесена на неопределенный срок. В свою очередь, руководители команд опасаются, что отсутствие у пилотов гоночной практики спровоцирует многочисленные аварии на старте сезона.
— Конечно, очень жаль, что в этом году нам пока не удалось увидеть «Формулу-1». А что касается аварий, то они были, есть и будут. Но попадают в них чаще всего неопытные гонщики. И если какой-нибудь пилот считает, что, сев за руль, сможет сразу показать высокую скорость, он ошибается. Но в «Формулу-1» с ее огромными бюджетами таких людей не пускают. Не думаю, что здесь будет кто-то нестись сломя голову. Как только появится возможность поездить по треку, пилоты непременно этим воспользуются и начнут потихонечку все вспоминать. Надо отметить, что с нынешними технологиями пилоты получают неплохую «физику» и в виртуальных играх. Если они занимаются на симуляторах, это идет им на пользу.
— А вы как к популярным сегодня виртуальным гонкам относитесь?
— У нас другого рода гонки. Нам эти компьютерные старты вообще не подходят. Исходя из этого и выстраивается отношение к ним: сесть за компьютер и сидеть за ним восемь часов — время одного спецучастка — сомнительное удовольствие. В «Ф-1» все-таки бегут на короткие дистанции, а мы — марафонцы. Поэтому быть за компьютером восемь часов — это самая настоящая глупость. У нас в гонке многое зависит от развесовки, от того, как ты чувствуешь машину, как она прыгает. А в «Формуле-1» машина асфальтовая. Поэтому каких-то электронных вариантов тренировки для нас я пока, к сожалению, не вижу. Ты ничему здесь не научишься.
View this post on InstagramA post shared by Sergei Kariakin SnagracingTeam (@snagracing) on
— Чувствуете себя растренированным?
— Выполняю определенный объем тренировок, поэтому «физика» у меня на хорошем уровне. Но, конечно, уже где-то подзабыл, как сидеть за рулем. Но что поделаешь? Все сейчас находятся в одинаковых условиях. Надо будет наверстывать упущенное.