19 июня во время эстафетной велогонки в Италии бывший гонщик «Формулы-1», двукратный чемпион серии CART и четырехкратный победитель Паралимпийских игр Алессандро Дзанарди попал в серьезную аварию. Он потерял управление своего хэндбайка и вылетел под ехавший по другой стороне дороги грузовик. Из-за диагностированной травмы головы Дзанарди практически сразу перенес трехчасовую операцию, по результатам которой его состояние оставалось «критическим, но стабильным».
29 июня Алессандро сделали вторую нейрохирургическую операцию. Как сообщают врачи, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают стабильно, но есть тяжелые неврологические повреждения. Медицинские работники сразу заявили, что восстановление со стороны нервной системы под вопросом, не говоря уже о повреждении одного глаза. Так или иначе, строить какие-либо другие прогнозы невозможно до тех пор, пока у докторов не появится возможность снизить седативный эффект.
К сожалению для Дзанарди, именно дела всей его жизни — сначала автоспорт, а затем паралимпийские велогонки — подвергли пилота смертельной опасности. В подобном — не менее травматическом и стоившем ему карьеры состоянии — он уже находился после ужасной аварии в далеком 2001 году. Тогда, во время участия в гонке серии CART, Алессандро при выезде из пит-лейна слишком рано ускорился, потерял управление, из-за чего свернул в сторону на травяную зону и по инерции выскочил на трек, практически остановившись прямо на пути у пилота Алекса Тальяни. Соперник «добил» уже частично поломанную машину Дзанарди, буквально разрезав ее пополам и разбросав огромное количество автомобильных частей по трассе.
Коллизия была настолько страшной и масштабной, что медицинская бригада сначала не могла даже понять, где искать итальянца. Позже доктор Терри Траммелл вспоминал о кошмарной тишине и неразберихе, воцарившихся в том момент над автодромом: «Я добрался туда и спросил про ноги Алекса. Мозг говорит тебе одно, а глаза — совсем другое. Ты смотришь и понимаешь, что попросту что-то не так. Ног у него не было, все происходило будто в замедленном действии, было мертвенно тихо. Никакого звука вообще».
Как и сейчас, в тот роковой день Дзанарди пережил сложную трехчасовую операцию, однако с последующей ампутацией обеих ног и временном существовании в «стабильном, но критическом» состоянии. «Мне сказали, что он погиб. Мне сказали неправду, — вспоминает бывший напарник Алессандро Джимми Вассер. — На некоторое время я действительно поверил в это».
Через несколько дней после госпитализации гонщик проснулся — как он вспоминал позже, будучи скорее «удивленным и заинтересованным», чем «омраченным» произошедшим. Дзанарди практически сразу проявил всю свою волю к восстановлению, обрадовавшись, что в принципе остался жив. Через несколько лет Алессандро назовет эту злосчастную аварию «лучшей возможностью своей жизни», ведь она открыла ему огромное количество новых горизонтов.
Через несколько месяцев после аварии Дзанарди уже выходил из национального итальянского центра протезирования бок о бок со своим тренером Клаудио Паницци, говоря ему: «Ты надел новую пару обуви, а я примеряю новые ноги». По рассказам самого Алессандро, заново учиться ходить было тяжело, но воля к восстановлению была сильнее. «Он был абсолютно таким же, как во времена гонок, — вспоминал Паницци. — Он хочет всего и сразу. Ему нужно учиться быть более размеренным». Не тут-то было. Дзанарди выписали 31 октября, через шесть недель после инцидента, а через 14 дней он уже сидел за рулем своего БМВ, учась водить с ручным управлением. Он ехал по итальянской магистрали, когда гонщик Макс Папис позвонил ему по телефону. «Что ты делаешь?», — спросил Папис. «240 километров в час», — ответил Алекс.
Позитивный взгляд на жизнь помог Алессандро не просто продолжать жить, а брать на себя новые вызовы и двигаться только вперед. Он научился ездить на хэндбайке, но простое умение его не остановило — всего через три недели тренировок он принял участие в Нью-Йоркском марафоне, где финишировал четвертым, а в 2012 и 2016 годах представлял свою страну на Паралимпийских играх, став их четырехкратным победителем. Однако покорение нового для Дзанарди не означает, что нужно оставить старое в прошлом. Автоспорт из жизни Алекса никуда не ушел: «Верю, если бы у меня была мотивация, то я мог бы вернуться и гоняться снова. Не считаю отсутствие ног настолько большим препятствием, чтобы его невозможно было преодолеть».
Алессандро оказался прав, и в 2003-м он вернулся за руль машины Европейского турингового чемпионата, проехав этап в Монце, а следующий сезон провел на полном расписании. Более того, он вернулся на злосчастный «Лаузицринг» и перед той же самой гонкой серии CART проехал те 13 кругов, которые не смог закончить двумя годами ранее. Последующее преобразование ETCC в WTCC стало еще большим вызовом для итальянца — он участвовал в мировом чемпионате, выиграл несколько заездов и ушел только в конце 2009-го. Также Дзанарди участвовал в ДТМ в Мизано в 2018-м (пятое место), в «Бланпен ГТ» в 2014-м, а в прошлом году проехал марафон «24 часа Дейтоны» — его команда финишировала 32-й в общем зачете и восьмой в категории GTML. Не забыл Алекс и про «Формулу-1», куда вернулся на тесты в Валенсии в ноябре 2006 года.
«Извне может казаться, что я помешан на своих целях, но все абсолютно наоборот. Я наслаждаюсь моментом, когда пересекаю финишную черту и получаю медаль, но вместе с радостью присутствует и ностальгия о том, что пришлось преодолеть, чтобы оказаться здесь. Если тебе нравился путь, то ты неизбежно будешь по этому скучать. Нужно любопытство к новому. Любопытство заставило меня осмотреть самого себя в самых сложных моментах жизни и помогло трансформировать произошедшее в возможность», — рассказывал Дзанарди. С подобной волей к жизни остается только верить, что Алессандро — уже во второй раз — сможет выкарабкаться и продолжать совершать подвиги, будь то в автоспорте или за пределами гоночного кольца.